Логотип

История коллектива

Как всё начиналось

В 1950 году на областном радио и в газете «Омская правда» вышло объявление о конкурсном наборе в вокальную и танцевальную группы нового коллектива, создаваемого в Омской филармонии, — Сибирского русского народного хора. Именно так в ту пору назывался Государственный академический Омский русский народный хор, ведь в Сибири он стал первым профессиональным народным коллективом.

Наиболее полно отразить колорит родного края с его своеобразными песнями, особенной манерой их исполнения, с его обрядами, плясками и частушками, воссоздать поэтический образ Сибири, её прошлое и настоящее — такие задачи были поставлены перед новым коллективом. С первых дней существования он начал интенсивную творческую работу, став настоящей художественной лабораторией.

Изображение
Первая афиша коллектива
Изображение
1952, Омский хор

Хор довольно быстро стал заметным явлением сибирской и советской музыкальной жизни благодаря Елене Калугиной

Елена Калугина — опытный организатор многих певческих коллективов в нашем городе — решила взять за основу песенное и обрядовое наследие сибирских крестьян.

Были организованы фольклорные экспедиции по районам Омской области и собран богатый материал, который после обработки для состава Омского хора, сохранив свою неповторимую музыкальную стилистику, стал основой программы коллектива.

Изображение
Е. В. Калугина

Елена Калугина работала в связке с выдающимися деятелями омской культуры

Юрий Юровский — первый директор Омского народного хора, сибирская песенница Аграфена Оленичева, консультант по фольклору Николай Черноков, Яков Коломейский – один из первых балетмейстеров, автор плясок «Ах вы, сени», «Прялочка», «Чиж» и других, многие из которых вошли в золотой фонд хора и регулярно исполняются в концертных программах.

Изображение
Ю. Л. Юровский
Изображение
А. М. Оленичева
Изображение
Н. Ф. Черноков
Изображение
Я. А. Коломейский

Уже через три года к молодому коллективу из далекой Сибири пришел первый международный успех

И всё благодаря энтузиазму и напряженному труду команды профессионалов. В 1953 году триумфальное выступление на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте увенчалось званием лауреата первого места и золотой медалью.

С именем Елены Калугиной связаны становление и начало расцвета Омского хора. Она возглавляла коллектив первое, чрезвычайно важное десятилетие.

Изображение
Золотая медаль лауреата
Изображение
Выступление артистов хоровой и балетной группы Омского хора в Бухаресте

Новый этап
в истории хора

В 1962 году возглавил коллектив Георгий Пантюков. Он был приглашен в Омск из столицы. Свой профессиональный путь начал после войны. За плечами – фронтовая авиация, а впереди — учеба в Московском музучилище, затем в Московской консерватории по классу дирижирования и аспирантуре

Он уже был опытным музыкантом, руководителем многих хоровых коллективов, включая знаменитый хор имени М. Е. Пятницкого, где несколько лет, вплоть до отъезда в Омск, служил главным хормейстером. Еще во время учебы Георгий Пантюков начал работать с хоровыми коллективами столицы

Изображение
Георгий Пантюков

Его талант музыканта и организатора, эрудиция, умение блестяще адаптировать фольклорный материал для сцены, композиторский дар не остались незамеченными

Пантюков не только добился прекрасного слаженного звучания голосов, но и обогатил репертуар своими песнями, многие из которых стали маркой хора:
«А сердце грустит», «Заливное», «Песня о моем городе».

Георгий Николаевич блестяще проявил себя как автор обработок русских народных произведений, хоровых аранжировок, среди них: «Уж ты ель моя», «Не кукуй, моя кукушка», «На калине белый цвет», «Гибель Ермака».

Изображение
«Чай-чаёк», 1971

Пантюков добивался слияния трех видов искусств — песни, танца и музыки, так что весь концерт становился увлекательным захватывающим действом

В концертные программы коллектива новый художественный руководитель внес элементы зрелищности, эстрадности.

Выступления стали строиться не из отдельных песен и танцев, а из зрелищных блоков, когда один номер плавно переходит в другой, связан с остальным единым творческим замыслом.

Изображение
«Масленица»

Масштабные вокально–хореографические композиции, сцены, полотна стали новым для народных хоровых коллективов сценическим жанром

Они были созданы в творческом тандеме с главным балетмейстером Яковом Коломейским Пантюком и стали визитной карточкой Омского хора

Особенно запали в душу зрителя вокально-хореографические сцены, созданные вместе с Яковом Коломейским: «Крутись, веретенце», «Край сибирский, богатырский», «Масленица», «Чай-чаек», «Подгорная» и многие другие.

Изображение
«Крутись, веретенце»
Изображение
«Подгорная»

Под руководством Пантюкова окончательно сформировалась оркестровая группа Омского хора: к баянам добавились струнные инструменты – домры и балалайки, а затем народные духовые и ударные. При Георгии Пантюкове Омский хор достиг международной известности и славы, став представителем российской культуры во всем мире.

Изображение
Оркестровая группа

Смена
руководства

до 1993 года

Георгий Пантюков руководил Омским хором буквально до последних дней (после гастролей по Америке в 1993 году он заболел, и вскоре его не стало).

1994-1997 годы

Омский хор выступал под управлением Александра Попова.

1997-1998 годы

Омский хор выступал под управлением Евгения Поддубного.

1998-2005 годы

Должность художественного руководителя занимал Александр Зобов. Как и его выдающиеся предшественники, он обогатил репертуар Омского хора множеством песен собственного сочинения.

2005 год

Омский хор возглавил Владимир Кригер.

2009-2010 годы

Омский хор выступал под управлением Юрия Федорова, при котором была осуществлена масштабная постановка «Наследие сибирского казачества».

2010 год

Его сменила Олеся Сидорская. В сельских районах Омской области ею был собран богатый этнографический материал, который лег в основу новых вокально-хореографических и танцевальных постановок, песен.

2013 год

На пост художественного руководителя возвращается Александр Зобов, а должность главного балетмейстера занимает Зуфар Толбеев.

В творческом содружестве александра Зобова и зуфара толбеева рождаются новые яркие вокально-хореографические композиции

«Четыре картины из жизни золотодобытчиков»,
«Ехал я из Берлина», «Пять тысяч бескозырок»,
«Ой, ты береза», представительский пролог
«Сибирь-матушка», а также масштабная вокально-хореографическая сюита «Зимние сибирские забавы».

Сохранить традиции, заложенные первыми художественными руководителями Омского хора, сформированный ими обширный репертуар, который называют сегодня «золотым фондом», проверенный временем и любимой публикой, но при этом двигаться дальше, браться за новые темы, воплощать новые идеи — такие задачи ставил перед собой каждый руководитель коллектива.

Изображение
«Картины из жизни золотодобытчиков»
Изображение
«Сибирь-матушка»
Изображение
«Зимние сибирские забавы»

Открывая новые горизонты

Новый и накопленный годами репертуар, современный исполнительский состав позволяют Омскому хору сегодня занимать ведущее место среди профессиональных коллективов народного жанра. В хоровую, танцевальную, оркестровую группы входят как опытные артисты, так и молодежь, которая постепенно усваивает важнейшие принципы работы в прославленном коллективе.

Изображение
В 2017 году за выдающийся вклад в развитие, сохранение и продвижение русской культуры коллектив стал обладателем президентского гранта
Изображение
В 2021 году Государственному Омскому народному хору присвоено звание «академический»
loading
Логотип